Стало известно, что власти рассматривают возможность начать законодательно регулировать рынок перевозки пассажиров. Данная инициатива была выдвинута Министерством транспорта России как мера по поиску дополнительных источников наполнения бюджета страны.
В Правительстве РФ рассчитывают установить контроль над осуществлением совместных поездок на автотранспорте, выделить случаи, когда пассажиры возмещают водителям часть расходов на дорогу. Известный и популярный в России французский интернет-ресурс «BlaBlaCar» приводит на сей счет свои аргументы. Представители сайта утверждает, что данную сферу деятельности нельзя считать бизнесом в его полном понимании. Суть в том, что водители, которые ищут себе попутчиков, не зарабатывают, а лишь компенсируют часть своих расходов на топливо. Специалисты, занятые изучением данной темы, склонны считать такую деятельность автолюбителей «некоммерческим использованием личных автомобилей». Владельцы автомобилей платят транспортный налог, покупают страховой полис, несут расходы на топливо и техническое обслуживание. Приводится, что средневзвешенная стоимость 1 км пробега для автовладельца пределах 6,2 рублей. По мнению представителей интернет-ресурса «BlaBlaCar», максимальный заработок физических лиц, регистрирующихся на сайте в качестве водителей, составляет 4,14 руб. за один километр.
Проблемы для «BlaBlaCar», действующего на территории России, начались задолго, ещё в прошлом году. Прокуратура РФ обвинила ресурс в организации нелегальных перевозок в стране и в какой-то момент перед сайтом забрезжила угроза его блокировки. Но вскоре ситуация несколько смягчилась. Сервис согласился сотрудничать и даже выработал свои предложениями по регулированию сферы услуг. Не так давно они были представлены Минтрансу РФ.
Сервис «BlaBlaCar» предлагает закрепить в законодательстве понятия «карпулинг», «райдшеринг» - совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн - сервисов поиска попутчиков. Ссылаясь на имеющийся опыт работы в Европе, где совместные поездки давно легализованы, принятый закон должен будет разграничивать поездки на те, что совершаются профессиональными извозчиками с целью получения финансовой прибыли и те, что осуществляют обычные автолюбители от случая к случаю, направляясь в соседний населенный пункт по личной надобности. Эта категория водителей не наживается на своих попутчиках, а лишь частично компенсирует часть своих расходов на бензин.
Ныне действующее законодательство в сфере транспорта разрабатывалось и было принято несколько десятилетий назад. Оно далеко не всегда адекватно нынешнему времени, абсолютно не учитывает наличие Интернета и мобильных технологий, значимости их присутствия в современной жизни.
Стоит признать, что сервисы райдшеринга сегодня используются не только обычными водителями. Из ресурса активно извлекают для себя выгоду и прибыль профессиональные извозчики. В случае появления в России новых правил, рынок регулярных междугородных автобусных перевозок должен будет вновь себе некогда потерянных 20% пассажиропотока.