
Будущий год обещает стать началом важных изменений в существующей доселе модели производства автомобилей. В России в 2018-2020 годах постепенно прекратят действовать ряд соглашений о промышленной сборке, на основании которых российские властные структуры выстраивали и регулировали отношения с большинством из мировых автопроизводителей, представленных в России. С 1 июля 2018 года наша страна будет лишена льгот, что ранее имели место, согласно условиям вступления страны в ВТО.
Минэкономразвития настаивает на том, что никто из автопроизводителей не должен иметь государственных преференций, льгот на ввоз в страну автомобильных компонентов. Убирая одно, чиновники предлагают следующее. Министерство экономики и развития в сотрудничестве с министерством промышленности и торговли до конца нынешнего лета намерены разработать, представить на обсуждение, а затем с 2019 года ввести в действие целостную систему по поддержке автомобильной промышленности в Российской Федерации.
Стало известно, благодаря журналистам газеты «Ведомости», что новая система поддержки не предусматривает предоставление льготных ввозных пошлин на автомобильные компоненты, что должно способствовать производству автокомпонентов внутри страны. В настоящее время, занимаясь производством автомобилей в России, выгоднее извне ввозить детали и элементы конструкции, что, естественно, не способствует открытию производства иностранными производителями автокомпонентов здесь.
В дальнейшем в России автопроизводители будут сохранять доступ к известным и хорошо себя зарекомендовавшим инструментам государственной поддержки, а именно: льготному кредитованию и лизингу, компенсации утилизационного сбора. На эти цели в минувшем году из бюджета было выделено шестьдесят миллиардов рублей, без учета утилизационного сбора. Каждый год правительство РФ на поддержку автомобильной отрасли планирует выделять в пределах 65 миллиардов рублей. Новый механизм взаимодействия бизнеса и власти в стране предполагает, что соглашения о промышленной сборке на территории Российской Федерации будут подписываться только с одной конкретной компанией и под определенные модели автомобилей. До сего дня в России действовала система, когда соглашение о промышленной сборке подписывалось с пулом инвесторов и действие документа распространялось на весь модельный ряд. В проекте стратегии автомобильной промышленности до 2025 года участникам рынка предписывается, что на начальном этапе локализация производства автомобилей должна быть не меньше 60%, а в дальнейшем компания обязана её увеличить до 80% .
Новый документ вводит обязательства для автопроизводителей по расширению и развитию экспорта продукции. В проекте стратегии развития автопрома как ближайшая цель для компаний - экспорт должен составлять минимум 15% от общего числа автомобилей произведенных в стране.
Несомненно, что отсутствие государственной поддержки будет негативным образом отражаться на деятельности ряда автомобильных компаний. В 2016 году в России каждый второй автомобиль был реализован с использованием государственных программ. По мнению специалистов, отслеживающих и анализирующих ситуацию в экономике, поддержка автомобильной промышленности в России хоть и сокращается, однако не сходит на нет, что уже само по себе в целом хорошая новость в условиях сжимающегося рынка.