
Российский невероятно авторынок специфичен. Он манит, притягивает многих автомобильных производителей масштабом, незаполненностью, а до некоторого времени ещё и высокой прибылью. Наряду с привлекательностью российский авторынок имеет и обратную, неказистую сторону, комбинацию из грязи и холода. Экстремально и по-максимуму получают в России всё: зимой нестерпимый холод и изнуряющая жара летом, плохие, а местами никчемные дороги, на которых обилие едких веществ, антигололедных реагентов. Россия была и остается естественным полигоном, где автопроизводители имеют возможность проверить возможности новых моделей, адаптировать автомобили к здешним климатическим и природным реалиям, прежде чем представить его на местном рынке.
В Российской Федерации специфические требования к автомобилям, в том числе со стороны транспортного законодательства с каждым годом становятся жестче, строже, категоричнее. В свою очередь автомобильные производители кроме сертификационных тестов дополнительно проводят в России независимые испытания, чтобы лучше адаптировать новую модель под специфические требования рынка и пожелания потенциальных покупателей. Результатом таких испытаний становится то, что автомобили в российской спецификации в последующем приобретают перенастроенную подвеску, полноразмерную запаску, защиту двигателя и топливопровода, а также антигравийное покрытие. Кроме того в списке опций у автомобиля появляется обогрев лобового стекла, форсунок омывателя, более мощные аккумуляторы и генераторы, бачок омывающей жидкости повышенного объема. Роман Скольский, официальный представитель в Россиии одного японского автомобильного бренда сумел точно подметить, что плохих дорог в мире полно, холод тоже встречается, а вот естественная комбинация этих факторов, плюс грязь – это, пожалуй, возможно только в России. Не удивительным покажется факт, что все чаще и чаще в мире среди специалистов стал подниматься вопрос о проведении зимних тестов на территории России на автомобилях,которые даже не предназначены изначально для эксплуатации на российском рынке.
Автомобильный бренд Porsche, пожалуй, один из немногих мировых автопроизводителей, который не производит испытания автомобилей в России, ей он предпочитает Канаду, США, ЮАР и скандинавские страны. Японский бренд Lexus воссоздал у себя на одном из островов полигон с условиями, имеющими некое сходство с российскими. При этом для осуществления тестов зимнего пакета японцами однозначно выбран российский север. Стоит отметить, что бренд с мировой известностью Jaguar Land Rover после испытаний кроссовера F-Pace и седана XF в России в последующем принял решение сделать это традицией.
Программа тестов самая разнообразная. Зависит исключительно от того, что и какие характеристики необходимо проверить. Пробеговые испытания, например, предусматривают прогон по дорогам разных категорий, включая грунтовые, и никак не меньше двух десятков тысяч километров Представители автопроизводителя отдельно испытывают транспортное средство в повседневных условиях, чтобы понять и оценить восприятие клиентов.
Недалеко от Москвы находится Дмитровский полигон. Здесь осуществляется наибольшее количество испытательных тестов. На военном полигоне, что располагается в Бронницах известнейший немецкий автопроизводитель Daimler традиционно проводит испытания бронированных моделей, составляющих престижную серию Guard.
Испытательные полигоны в России располагают как собственным штатом квалифицированных специалистов, так и завидными трассами с различным дорожным покрытием, что позволяет значительно сократить время тестов. Автомобили могут по несколько раз проходить один и тот же испытуемый участок, без выезда, при этом, на дороги общего пользования. При проведении ускоренных ресурсных тестов для автопроизводителей это весьма выгодно. Большинство испытуемых автомобилей не покидают пределы московского региона. Москва располагает всем необходимым для проведения тестов на надежность узлов, стойкость лакокрасочного покрытия, качество топлива. Плотная застройка мегаполиса позволяет проверить функционирование и точность позиционирования системы ЭРА-ГЛОНАС. При необходимости проверки специфичного, испытуемые автомобили отправляют в другие регионы. Так например, популярный отечественный рамный внедорожник УАЗ Патриот, в свое время, прежде чем выйти на российский рынок, прошел суровые испытания на русском севере. Зимние тесты на севере России иностранцы осуществляют от двух недель до месяца. У корейских производителей получили распространение длительные автопробеги непосредственно по территории России. К примеру, один из них практикует пробег испытуемого автомобиля от завода в Санкт-Петербурге до Владивостока.
Как показывают проводимые испытания в России современные автомобили не требуют серьезных доработок. Японцы из Mitsubishi говорят, что им хорошо знаком российский рынок, они накопили достаточно технической информации, которая учитывается при создании новых моделей. К примеру, в автомобилях предназначенных для России электропроводку лучше защищать резиновыми колпачками, а топливные трубки не оставлять открытыми под днищем. Совсем иначе дело обстоит, когда нужно адаптировать под российские реалии автомобиль, который изначально создали для другого рынка. Седан Mitsubishi Galant спроектированный для американского рынка, оказался совершенно не приспособлен к российскому. Два месяца испытаний и проводимых тестов выявили ряд, так называемых, «узких» мест, что заставило проектировщиков внести в конструкцию малолитражки около четырехсот изменений.
Не все и всегда удается автопроизводителям выявить при испытаниях техники в Россиии. Специалисты Mitsubishi столкнулись с таким удивительным для них фактом- перегревом вариатора при длительном движении на больших скоростях. Выяснив причину, японцы были не мало удивлены. Они ни коим образом не предполагали, что российские автовладельцы гоняют на кроссоверах Outlander на скоростях, которые много превышают те, что конструктивно разрешены заводом-изготовителем. Специалисты другой японской компании задумались после испытания обновленного Land Cruiser 200 на Урале для увеличения дорожного просвета оснастить внедорожник гидропневматической подвеской.
Для того, чтобы иностранный автомобиль получил российский сертификат соответствия, который бы полностью подтверждал его безопасность, ему необходимо успешно пройти несколько десятков тестов. Все они практически чуть ли на сто процентов совпадают с общеевропейскими, которые закреплены Женевским соглашением. Однако, существуют нюансы. Заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» Денис Загарин по этому поводу заметил: «Европейская модель приходит в Россию с сертификатами, которые мы должны принимать. С другой стороны, западные производители имеют сборочные производства в России, на этих моделях может быть другой поставщик металла, другая технология сварки. Эти параметры влияют на пассивную безопасность, и мы должны их тоже проверять».
Российский технический регламент, полностью соответствующий регламенту Таможенного союза, содержит специфические национальные требования. Они предписывают иностранным производителям проводить тесты на внутренний шум, загазованность салона, эффективность системы отопления и устойчивость автомобиля. В Европе такого рода испытания не проводят, для этого требуются эксперты с особой аккредитацией. У европейцев не возникает трудностей с российской сертификацией. Сложности на сей счет появляются то и дело у китайских компаний. Сертификационные испытания, как правило, проводят на Дмитровском полигоне ФГУП «НАМИ». Раньше из-за наплыва желающих некоторые компании даже пользовались альтернативными лабораториями, но сейчас из-за ситуации на рынке и сокращения количества модельных рядов очереди исчезли. Кроме того, вышли послабления: например, динамические испытания на устойчивость практически не проводятся, так как большинство автомобилей уже оснащены системой стабилизации в базе.
В автоцентре «Сибтрансавто-Новосибирск», в автосалонах которого представлены для продажи внедорожники Chevrolet NIVA и УАЗ Патриот, а также весь модельный ряд автомобилей Ульяновского автомобильного завода, специалистами отдела продаж и сервис-центра для покупателей и клиентов СТО УАЗ всегда аргументированно и со знанием дела доведут информацию о преимуществах тех автомобилей, которые собраны на отечественных заводах, адаптированы к российским, тем паче, к сибирским реалиям. Спроектированные изначально для российских дорог Chevrolet NIVA и УАЗ тому яркий пример. Автомобили рассчитаны практически на любые нестандартные ситуации,которые могут возникнуть на дороге, не зависят от милостей природы, удобны в эксплуатации в труднодоступной местности и суровом климате, и главное, невероятно ремонтнопригодны.