
Программа льготного автолизинга может завершиться к сентябрю 2016 года. Приближающийся сентябрь месяц может оказаться последним в году, когда в стране будет в прежних границах действовать государственная программа автолизинга. Причина, по которой она может прекратить своё действие весьма банальна это отсутствие денежных средств. Со слов двух сотрудников крупных лизинговых компаний, с которыми накануне беседовал с журналист газеты «Ведомости», из 5 млрд. рублей, что были выделены в нынешнем году на государственную программу льготного автолизинга, к концу июля уже освоено 4.3 млрд. рублей. Бюджетные обязательства уже достигли 4.5 млрд. рублей. Посему, исходя из представленных данных, к началу сентября 2016 года бюджет программы будет полностью исчерпан. Министерство промышленности и торговли воздержалось от каких-либо комментариев на сей счет.
Сложившаяся ситуация один в один напоминает ту, что имела место в прошлом году. В сентябре 2015 года средства в сумме 2.5 млрд. рублей, предназначенные по программе для льготного автолизинга, закончились в сентябре. Последовал запрос Минпромторга к правительству РФ об их увеличении на 1 млрд. рублей, а вскоре ещё один на 1,5 млрд. рублей.
«В 2016 году за шесть месяцев по программе льготного лизинга было реализовано более 16 000 автомобилей», - сообщил заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов. В начале года чиновники Минпромторга благодаря программе рассчитывали поспособствовать продаже 32 тысяч автомобилей. По условиям программы лизинговые компании при уплате аванса предоставляют скидки, которые затем компенсирует бюджет. Всего до 10% от стоимости автомобиля. Но не более 500 000 рублей за автомобиль.
Программа льготного лизинга, как и в прошлом году, формально действует с весны. Однако, в этом году она стала функционировать чуть раньше - сначала года. Ряд лизинговых компаний, помятую о прошлом опыте, начали заключать контракты по договоренности с чиновниками заблаговременно, много раньше формального утверждения и официального старта программы льготного автолизинга.
С октября 2015 года из программы льготного автолизинга была полностью исключена категория легковых автомобилей. На этом особо настаивали производители транспортных средств коммерческого направления. Аргумент у них был весомый: легковые автомобили, в основном из премиального сегмента поглощают большую долю всего выделенного на программу автолизинга бюджета. Производителям грузовиков, автобусов, LCV и других коммерческих автомобилей остается только ничтожная часть средств. А для них лизинг является, по сути, одной и практически наиглавнейшей схемой продаж коммерческих транспортных средств.
Специалисты, знакомые с ситуацией, сложившейся вокруг программы льготного автолизинга, допускают, что и в этом году Минпромторг решит обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой увеличить лимит, ссылаясь на бюджетную эффективность программы автолизинга в 2015 году, которая тогда оценивалась около 183%. Вместе с этим существует и другое мнение. Обострившаяся экономическая ситуация в стране вряд ли позволит правительству выделить на данные нужды как в прежние времена дополнительные средства. Как поведал исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов, итогом всему будет то, что снизятся темпы роста рынка продаж грузовиков ( надо отметить , что он растет четвертый месяц подряд) и усилится падение рынка LCV и других коммерческих автомобилей. Он, в свою очередь, снижается третий месяц подряд. Нам пока остаётся ждать и надеяться на продолжение программы льготного автолизинга.