Нынешний 2015 год запомнится всем, кто мало-мальски следит за перипетиями в автомобильной отрасли России как время безудержное и невероятно бурное, полное противоречий и непредсказуемых решений.
Во второй декаде февраля General Motors сделал сенсационное заявление, объявив о сворачивании своего присутствия на российском рынке, решил вывести с рынка страны Opel и все массовые модели Chevrolet. Столь неожиданное откровение руководителей американского концерна шокировало общественность. Странным было понять и принять эту новость, когда на протяжении ряда лет компания Chevrolet демонстрировала впечатляющий рост и, решительно заняв, уверенно удерживала значительный сегмент рынка.
События с той поры стали развиваться динамично. В феврале была остановлена сборка на мощностях калининградского «Автотора». К концу июня будет законсервирован завод в Санкт-Петербурге. Тем более неожиданным в свете происходящего стало известие, что концерн General Motors наладил выпуск кроссовера Opel Mokka в Минске и использовал для этого мощности белорусского ЗАО «Юнисон».
Вчера, 20 мая, состоялась презентация конвейерной сборки популярной модели. Участники презентации не стали раскрывать объём выпуска, но было объявлено, что автомобиль с минского конвейера будет продаваться в России. Представитель российского офиса General Motors уточнил, что речь идёт об ограниченной партии. Кроссовер Mokka чрезвычайно популярный и наиболее востребованный автомобиль из всей представленной в России продуктовой линейки Opel. В 2014 году было продано 22 800 кроссоверов Mokka, а это треть всех продаж Opel в нашей стране.
Американцы и белорусы сообщили о договорённости достигнуть уровень локализации к январю 2017 года не менее 30%, а к июлю 2018 года -50% и более. Собираемые автомобили на заводе «Юнисон» в Минске могут без уплаты таможенной пошлины ввозиться в Россию. Условия российского соглашения GM о промсборке, ныне приостановленное и не денонсированное, распространяется на Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
Opel Mokka белорусского происхождения собирается из корейских машино-комплектов, ранее заготовленных для «Автотора». Рабочая сила в Республике Беларусь гораздо дешевле, чем в России, соответственно и себестоимость производства там несколько ниже. Кроме того, в Белоруссии действуют особые преференции для иностранных производителей.
Концерн GM, уходя с российского рынка, куда оптимистичнее смотрит на свои перспективы в Белоруссии. Американцы никак не намерены ограничиваться лишь выпуском кроссовера Opel Mokka. По информации, неподтвержденной официальными лицами GM, к сентябрю 2015 года американцы настроены наладить сборку в Минске автомобилей премиум-класса, продажа которых продолжается в России. Среди моделей, планируемых к выпуску — это Cadillac, который пока ещё собирается в Санкт-Петербурге.