
В июле автосалон «УАЗ-Центр на Петухова» отметил свою первую годовщину с начала трудовой деятельности в Новосибирске в ранге официального дилера УАЗ. Год работы автосалона лишь штрих на ленте истории Ульяновского автозавода. Прошедший год своеобразный и не простой способствовал обретению опыта и содействовал скорейшему обретению сотрудниками автосалона необходимых навыков работы в сложных экономических условиях. Сегодня для каждого сотрудника автосалона стало гордостью само осознание принадлежности, пусть и незначительной, к результатам колоссального труда тысяч заводчан, ощущение личной сопричастности к летописи Ульяновского автомобильного завода, которому исполняется 75 лет.
К юбилею по случаю 75-летия завода в Ульяновске активно проводятся масштабные организационные приготовления. На заводе готовятся к презентации обновленных моделей УАЗ, интригуя, хранят тайну того, какими автомобили предстанут после их усовершенствования.
Претерпел реставрацию заводской музей. Обновлены помещения и экспонаты. В музей за предыдущие десятилетия собрали десятки ныне бесценных экспонатов — моделей УАЗ, которые в разные годы массово производились, либо готовились к выпуску, однако в силу разных причин и обстоятельств так и не пошли в серийное производство. Для жителей и гостей города услуги музея сделаны более доступными. Часть экспонатов перенесены в один из залов бывшего городского кинотеатра. Посвятил материал об открывшейся выставке автомобилей УАЗ журнал «За рулём». На своих страницах вниманию читателей представлены фотографии автомобилей УАЗ из музея. Судьба у каждого экспоната, живого свидетеля уходящей эпохи, исключительно своя и особенная. Зал музея напоминает спил ствола могучего древа с годичными кольцами. Автомобили безмолвны, но способны подробно поведать о времени, о своём бытие, создателях, конструкторских идеях, о царящих настроениях и устремлениях в обществе тех лет и об уровне экономики в стране.
ЗИС-5В — знаменитейшая трехтонка, овеяна порохом и славой Великой Отечественной. Это первый автомобиль, который выкатился из ворот спешно возведенного завода в Ульяновске. Под лозунгом «всё для фронта - всё для победы автомобиль выпускался с 1942 по 1944 года. Общее количество собранных на конвейере автомобилей ЗИС-5В превышает десять тысяч штук.
Грузовик ГАЗ АА, метко прозванный в народе «полуторкой», в послевоенные годы был самым массовым и популярным транспортным средством, что существовал на необъятных просторах страны социализма. Имея грузоподъемность 1500 килограмм, не было такой сферы деятельности где бы не участвовала «полуторка». ГАЗ АА, решая задачи, колесил и кружил всюду: от московской булочной до рудника на Колыме.
ГАЗ-69 — грузопассажирский автомобиль. На момент своего создания автомобиль считался транспортным средством повышенной комфортности. В пассажирском варианте ГАЗ-69 вмещал 8 человек. Про этот автомобиль, собранный в стенах Ульяновского автозавода можно сказать, что он победил время. Нет в помине, и с трудом вспомнить те автомобили, что делили с ним проезжую часть с 1954 по 1972 годы. ГАЗ-69 по сей день нет нет да и можно встретить на дорогах. Новосибирских - точно!
Время, динамика развития страны в послевоенный период ставило новые и новые задачи перед автомобильной промышленностью. Одним из запросов экономики явилась острая потребность в транспортном средстве повышенной проходимости, который позволял бы доставлять пассажиров и груз как в городской, так и в труднодоступной местностях. Сконструированный и собранный на заводе санитарный автомобиль УАЗ-450А выпускался с 1958 по 1965 годы. За округлые формы санитарный вариант автомобиля прозвали в народе «таблеткой». К другим модификациям УАЗ-450А и УАЗ-452 стойко приклеилось прозвище «буханка», из-за внешней схожести с нарезным батоном, такую иллюзию создавали торчащие из обшивки кузова поперечные ребра жесткости. «Таблетку» в автомобильной среде запомнили и за особенности расположения силовой установки. Водителю для переключения рычага коробки передач приходилось проявлять ловкость, изощряться и оттягивать руку назад: конструктивно рычаг располагался у самой перегородки.
УАЗ 469Б — выпускался на Ульяновском автомобильном заводе с 1972 по 1985 годы. Один из самых массовых автомобилей. По сей день целое поколение слово «УАЗ» ассоциативно связывает именно с этим автомобилем. Автомобиль на момент выхода на рынок представлял гражданскую версию военного вездехода УАЗ 469. Гражданская версия уступала внедорожнику, созданному для армии и флота. Отличался гражданский УАЗБ тем, что не имел редукторы в ведущих мостах. Автомобиль для гражданских и военных нужд выпускался исключительно с тентовой крышей. За незаурядный внешний вид - ремешки, брезент и защитный окрас УАЗ 469 прозвали «рюкзаком».
Автомобиль — амфибия УАЗ-3907 Ягуар создавался конструкторами завода УАЗ на основе уже существующей модели УАЗ 469. При схожей конструкции ходовой части данная модель имела свой оригинальный двухдверный кузов. Под днищем располагаются два винта, которые при вращении позволяют «Ягуару» передвигаться по водной поверхности со скоростью 9 км/час. Автомобиль уже было планировали запустить в серийное производство, но на карте мира исчезло целое государство - Советский Союз. Новое российское государство, задавленное экономическими трудностями, не имело никакой возможности дать этому проекту «зеленый свет».
УАЗ-3172, представленный в музее завода, это еще один нереализованный проект. Создавалась и разрабатывалась модель автомобиль, который должен был прийти на смену внедорожнику УАЗ-469. Технически УАЗ-3172 обладал большей проходимостью, чем предшественник. Передняя и задняя блокировка межколесных дифференциалов, а также межосевая, позволяли новой на тот момент модели демонстрировать завидные внедорожные качества. Дорожный просвет у автомобиля составлял 325 мм. Внедорожник успешно прошел все необходимые испытания и получил одобрение у государственной комиссии. Однако, автомобиль так не увидел свет. Экономика новой России в 1993 году балансировала на грани коллапса. Инфляция в стране составляла 840% в год и не могло быть и речи, чтобы в такой обстановке запускать в производство новый автомобиль. Народ в изумлении увидел в своих руках 50-тысячную банкноту, но как бы ни всматривался, не увидел УАЗ-3172. Проект почил в бозе.
Автомобиль УАЗ-3172-01 разрабатывался на заводе УАЗ как гражданская версия вездехода и предполагал собой перспективное производство. Имел клиренс 220 мм. Но в силу экономических причин также не был запущен в производство.
УАЗ-3153 собирался на конвейере завода с 1997 по 2007 годы. Это удлиненная версия известного и полюбившегося в автомобильной среде «козлика». Ситуация в стране, когда вопрос стоял как бы выжить, день простоять да ночь продержаться никоим образом не располагала к выпуску новых моделей. На Ульяновском автомобильном заводе стали усиленно «шлифовать» выпуск беспроигрышных вариантов-моделей, которые имели устойчивый спрос и были доступными в цене для широких слоев населения.
УАЗ-3159 «Барс» явился прототипом модели УАЗ-3153. Серийно выпускался с 1998 по 2006 годы. «Барс» обладал редукторными мостами и дорожным просветом в 300 мм. Кроме того, эту модель отличали: расширенная колея, куда современный интерьер в салоне, чем у предшественников и еще ряд немаловажных усовершенствований.
Экспериментальный пикап УАЗ-2315 стал одной из модификацией «козлика». известного дорогам России. Будучи сконструированным на заводе в 1996 году в серийное производство так и не попал.
УАЗ-3160 стал автомобилем, которому предстояло открывать новую веху в истории ульяновского автомобильного завода. Выпускалась модель с 1997 по 2005 годы. Хоть и был УАЗ-3160 создан на базе все того же «козлика», но при внесении в его экстерьер целого ряда современных элементов, а в интерьер добавляя комфорту, он перешел на другой, более высокий уровень иерархической автомобильной шкалы. Автомобиль активно эксплуатировался и критические замечания со стороны автомобилистов не заставили себя долго ждать. Те. Кому приходилось управлять УАЗ-3160 жаловались на неважную устойчивость и управляемость, причиной которым явилась короткая колесная база.
Выявленный в УАЗ-3160 конструктивный недостаток удалось успешно решить при создании модели УАЗ-3162 «Симбир». Новая модель стала более растянутая, чем предыдущая. К базе было добавлено 360 мм. Таким образом, повысили не только устойчивость автомобиля, но и улучшили плавность хода.
Среди проектов, которые считались весьма перспективными, но так не дошли до массового производства, явилось создание в 2001 году пикапа УАЗ-2760. Автомобиль создавался на базе УАЗ-3162. Разработанная на заводе модель заметно выделялась на фоне конкурентов практичной формой кузова и силовой установкой. На автомобиле был установлен дизельный мотор Заволжского моторного завода. Но не сложилось, автомобилисты так и не увидели модель УАЗ-2760 на наших дорогах.
Одновременно с разработкой УАЗ-2760 на заводе шла работа над созданием модели УАЗ-3165 «Симба». Дизайнерам и конструкторам завода был период «оттянуться», поиграть с формой и содержанием. «Симба» представлял собой попурри, некое смешение возможностей внедорожника и микроавтобуса. Автомобиль вызывал симпатию у специалистов, приглянулся и автолюбителям и должен был, судя по всему, стать востребованным на рынке. Однако, «Симба» до конвейера не дошел...
Модель УАЗ-315195 с зычным названием «Hunter» начали на заводе выпускать серийно с 2002 года. Необычное имя на английский манер автомобиль УАЗ-315195 получил первым среди ульяновских автомобилей. «Hunter» - это усовершенствованная модель УАЗ-3151, которая оборудована пятиступенчатой коробкой передач, дисковыми тормозами, имеет пружинную переднюю подвеску, включат в свою конструкцию еще ряд существенных технических разработок. В конце 2015 года популярный и востребованный на рынке внедорожник проводили было на пенсию. Но не надолго. Экономическая ситуация в стране, низкий платежеспособный спрос вынудили руководством завода УАЗ пересмотреть принятое ранее решение касательно «Хантера». В 2016 году в испытанную, проверенную временем модель вдохнули новую жизнь. Дополнив конструкцию рядом доработок, УАЗ-315195 «Hunter» в обновленном виде вновь доступен с февраля 2016 года для покупателей во всех дилерских центрах УАЗ.
В 2004 году общественности представили УАЗ-3165М. Идея создания малотоннажного коммерческого автомобиля всегда прельщала специалистов конструкторского бюро завода УАЗ. Модель УАЗ-3165М, это одна из творческих разработок. Автомобиль на заводе готовился в двух вариантах: с бензиновым двигателем и дизельным. Творческие изыскания оказались напрасными, автомобиль УАЗ-3165М не пошел в серийное производство.
УАЗ-23602-050 пикап с однорядной кабиной и удлиненной платформой был разработан на базе УАЗ Патриота. Автомобилю не суждено было серийное производство, остался прототипом для УАЗ Пикапа с двухрядной кабиной, а сам занял почетное место в музейном ряду.
УАЗ-296601-020 создавался по техническому зданию Министерства обороны России, которое предписывало создать автомобиль для перевозки личного состава и военного груза по всем типам пересеченной местности. Военный внедорожник УАЗ-296601-020 был оснащен дизельным двигателем Iveco. Комиссия Министерства обороны отдала свои предпочтения иной конкурентной модели, которая в итоге и пошла в массовое производство для армейских нужд.
УАЗ-3164 — более известная в народе модель УАЗ Patriot Sport. Выпуск данного автомобиля был начат в 2010 году. В образе данной модели конструкторы завода УАЗ была очередная попытка реинкарнации рамного внедорожника с короткой базой. Отклика и спроса со стороны потребителей автомобиль не нашел. Спустя год после начала серийного производства УАЗ Patriot Sport было принято решение о приостановке, а затем и снятии с производства.
Интересным, заслуживающим внимания, при изучении представленных моделей УАЗ в заводском музее будет модель, которая несет в себе черты Range Rover. О схожести с английским внедорожником говорят использованные в конструкции углы наклона задней стойки кузова. Данная модель не была принята и не пошла в серийное производство. Удел её более скромный: экспонат в музее автомобилей УАЗ.