
На прошлой неделе премьер-министр России провел совещание правительства по развитию автомобильной промышленности страны и обсуждение стратегии на период до 2025года. Символическим был выбор места проведения совещания-город Тольятти.
Среди участников совещания были министр промышленности и торговли Д. Мантуров, генеральный директор ПАО «УАЗ» В. Швецов, президент «Группы ГАЗ» В.Сорокин.
Перед совещанием председатель правительства Д. Медведев посетил ОАО «АвтоВАЗ». Ознакомился с заводом. Побывал в цехе производства двигателей и коробки передач, цехе сварки автомобилей и на главном конвейере. Затем провел непродолжительную встречу с представителями рабочего коллектива.
Встреча бизнеса с правительством, что состоялась 22 января, ожидалась. Стороны к ней готовились. Непростая ситуация в экономике страны сегодня беспокоит каждого занятого в автомобильной отрасли: от руководителя до рабочего на сборочном конвейере.
На совещании подвели итоги работы в 2015 году. Выступая перед собравшимися, Д. Медведев отметил с удовлетворением, что в прошлом году удалось избежать худшего в развитии событий, а именно, остановку предприятий и массовых увольнений. Рынок продолжает демонстрировать отрицательную динамику. Объем продаж всех типов автомобилей в 2015 году снизился относительно показателей 2014 года более, чем на треть. Д. Медведев констатировал, что по существующим оценкам, рынок в ближайшее время, в ближайшей перспективе существенно не вырастит. Способствует этому и рост закупочных цен. Тем не менее, нужно искать точки роста и в таких сложных условиях.
Точки роста, по мнению председателя правительства РФ, следует искать в работе по импортзамещению автокомпонентов и продвижению российских брендов и компаний на внешних рынках. Д. Медведев заострил внимание на том, что отечественные производители находятся в существенной зависимости от импортных комплектующих. Необходимо определить номенклатуру компонентов для локализации дополнительных производств в России и создать базу разработки перспективных материалов и комплектующих.
Все присутствующие на совещании, а с ними многочисленное сообщество тех, кто работает в автомобильной отрасли страны чутко следили за речью премьера в Тольятти, внимали каждому его слову, интонации, с которой озвучивалась та или иная мысль. При этом ждали, желали услышать главное: сколько правительство выделит денег на поддержку отечественного автопрома в 2016 году. Зал облегченно вздохнул, с лиц спало копившееся напряжение после слов премьера правительства: «Хочу также сообщить, что только что я подписал распоряжение правительства о программе поддержки автопрома на 2016 год. Отрасль получит наибольший объем субсидий из всех гражданских отраслей».
В 2016 году общий объем финансирования автомобильной промышленности составит около 50 миллиардов рублей, что соизмеримо в реальном выражении с 43 миллиардами рублей, выделенных отрасли в 2015 году. Д.Медведев в своем выступлении подчеркнул, что цель, выдвинутой правительством программы поддержки, это заложить основы для возобновления роста производства российских автомобилей. В 2016 году будет продолжено обновление парка колесных транспортных средств, льготное автокредитование и лизинг, субсидирование процентов по инвестиционным кредитам компаний, содействии регионам в закупке муниципальной техники на газомотоном топливе, поддержке перехода на производство автомобилей повышенного класса и сохранении эффективных рабочих мест.
Далее в ходе совещания была раскрыта информация касательно денежных средств, которые предстоит выделять на поддержку отрасли. В частности, министр промышленности и торговли РФ Д.Мантуров сообщил, что на программу обновления парка через trade-in и утилизацию будет направлено 22.5 млрд. рублей. Льготный лизинг -5 млрд. рублей. Льготное автокредитование — 2.3 млрд. рублей, это за 2016 год, плюс к этому 9, 9 млрд. рублей будет направлено на исполнение обязательств государства по программам, которые реализовывались в 2013 году и 201 5 годах. Субсидии на компенсацию затрат по инвестиционным кредитам с учетом всех корректировок составят 6,3 млрд. рублей. Также,по словам министра, очень важны меры, которые будут обеспечивать закупку муниципального транспорта на газомоторном топливе, городского электрического транспорта,а это 3 млрд. рублей и 1 млрд. рублей соответственно.
Министр Д. Мантуров проинформировал, что с текущего года запускается новая мера, направленная на увеличение доли экспорта автомобилей. Из бюджета России в 2016 году на эти цели выделяется 3,6 млрд. рублей. Также выделяется 3 млрд. рублей на обновление парка автомобилей. Кроме то, министр заверил, что сохраняются и те промышленные субсидии, которые работали в прошлом году, они индексированы на этот год и сумма увеличилась до 80 млрд. рублей. Они будут использованы для компенсации части затрат на содержание рабочих мест и на закупку энергоносителей.
Премьер-министр России Д. Медведев на совещании в Тольятти официально объявил о запуске в Российской Федерации двух новых проектов: поддержка экспорта отечественных автомобилей и обновление парка машин скорой помощи. Премьер-министр напомнил, что проект обновления парка машин скорой помощи был успешно реализован около 10 лет назад. Однако после этого не все регионы смогли самостоятельно продолжать решать эту задачу. Решение о запуске новой программы принято на федеральном уровне. Регионы должны будут, естественно, определить свою долю софинансирования.
Глава минпромторга предложил в скорректированной программе развития автопрома ориентироваться на оптимизацию производственных мощностей, увеличение локализации и экспорта. Сами мощности, по данным министра, загружены на сегодняшний день на 40%. Д. Мантуров, выступая, подробно остановился на необходимости экспорта: «Ещё одно перспективное направление-это наращивание экспорта. Особенно учитывая текущий курс рубля, среднесрочной перспективе 3-5 лет необходимо будет обеспечить поддержку этого вектора в режим текущих бюджетных обязательств, что позволит к 2020 году увеличить объемы поставок на внешние рынки. А к 2025 году мы ставим цель увеличение доли экспорта в объеме производства с сегодняшних 7,7% до 25%».
Проведению совещания правительства в Тольятти предшествовало поручение президента России В. Путина правительству страны, в котором он потребовал разработать и утвердить стратегию развития автопрома до 2015 года. Документ должен был быть готов не позднее 1 марта нынешнего года. Тогда же глава государства поручил правительству России представить предложения по государственной поддержке предприятий автопрома в зависимости от уровня их локализации.
__________________________________________________
При подготовке данной статьи использовались фотоматериалы и информация, размещенная на