
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Именно такой афористичной фразой можно охарактеризовать ситуацию, что имеет место в настоящее время на рынке ОСАГО. Игорь Юргенс, президент Российского союза автостарховщиков (РСА), обращаясь к журналистам на пресс-конференции в агентстве ТАСС, сказал: "Первый квартал этого года показал, что мы собрали около 90 млрд руб. по кварталу, а выплатили около 100 млрд руб. Это без учета расходов на ведение дел и тех резервов, которые Центральный банк обязывает делать автостраховщиков. Если все посчитать, то страховщики по этому году должны принести минус 21 млрд рублей».
Согласно информации, представленной ТАСС, убыток, который ожидает страховщиков по заключенным договорам ОСАГО в 2016 году много превысит 12 миллиардов рублей. И это при том, что выплаты по страховым полисам будут продолжаться в течении нескольких лет. Причина убыточности в данном сегменте страхового бизнеса известна, она на поверхности. Деятельность криминальных и недобросовестных автомобильных юристов способствовала выводу с рынка страховых услуг колоссальную по размерам сумму, около 40 миллиардов рублей.
После реформ в законодательстве ОСАГО, заинтересованные стороны, стремясь неистово к переменам, смогли привнести изменения в ранее существующие отношения страховщиков и автовладельцев. В России желание сделать всё как лучше, как правило, заканчивается привычно и знакомо: получается как всегда. Закон обрел силу, а множество станций техобслуживания стали избегать взаимодействий с автовладельцами, чьи автомобили пострадали в дорожно-транспортных происшествиях. Ряд СТО по надуманным причинам, а зачастую особо и не усердствуя в поисках предлога, стали отказывать в услуге по ремонту и восстановлению автомобиля, хотя по факту это предписывается законом о натуральном возмещении по ОСАГО. Подобные действия сводят на нет эффект от реформы.
Первыми, кто забил тревогу о противоречиях в новом законе и конфликте интереса сторон, оказались официальные дилеры, которые хором заявляют, что цены на ремонт заниженные. Закон о натуральном возмещении предписывает страховщикам осуществлять выплату пострадавшей стороне не деньгами, а предоставлять возможность отремонтировать автомобиль. Реформа выплат должна была сократить убыточность ОСАГО за счет снижения судебных расходов страховщиков, на которых доселе «зарабатывали» юридические посредники в ряде российских регионов. Для ремонтных выплат законом предписывалось страховщикам заключить договоры с СТО. По закону СТО должно находиться не дальше 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего, при ремонте должны использоваться только новые запчасти, а гарантийные автомобили в возрасте до 2 лет должны ремонтироваться у официального дилера. Дьявол, как говорится, в деталях...
Проблема встала и выросла в полный рост там, где изначально её мало кто особо и ждал. Переговоры страховщиков с администрацией СТО проходили и проходят достаточно сложно. Причина - отсутствие рентабельности и прибыли для стороны, оказывающей услуги по ремонту. Лишь только четверть сервисных центров может в полной мере строить сотрудничество со страховыми компаниями. Комментируя положение дел, директор дирекции розничного бизнеса СПАО "Ингосстрах" В.Княгиничев сказал: "Большинство крупных и хорошо зарекомендовавших себя станций в части ремонта по КАСКО не готовы к сотрудничеству в рамках закона об ОСАГО. Охотно идут на сотрудничество сервисы-гаражи, но в таком сотрудничестве не заинтересован уже страховщик, так как он несет ответственность за сроки и качество ремонта. Пока доля натуральных выплат по ОСАГО на рынке крайне мала и нельзя говорить о том, что закон заработал".
С аналогичными трудностями столкнулись "РЕСО-Гарантия", "Согласие" и еще целый ряд страховых компаний. Официальные дилеры находят для себя не выгодным и не справедливым порядок цен, устанавливаемых при натуральном возмещении. Закон обязывает страховщиков оплачивать ремонт согласно и на основании ценовых справочников Российского союза автостраховщиков, по единой методике, утвержденной ЦБ России. Оксана Семина, директор департамента страхования и финансовых услуг автомобильной группы "Авилон" на сей счет заявляет, что в справочнике средняя стоимость запчастей не отражает средней рыночные цены". В свою очередь РСА не намерена пересматривать справочники. Более того, официальным дилерам регулятором предлагается снизить расценки. Исходя из положения дел, можно сделать вывод, что ситуация на страховом рынке страны по-прежнему далека от совершенства и в ближайшем здесь можно ожидать вмешательство со стороны государственных структур, дабы не позволить дальше расти имеющим место диспропорциям.